СОЛОВЕЙ ИЗ КАРАБАХА

Начало 1950-х. Поезд с делегацией советских артистов движется по ночной Индии. Во время остановки с площадки вагона доносится песня, и тысячи индусов, узнав поющего по голосу, скандируют: «Рашид Бейбутов! Рашид Бейбутов!» Песню раджа из индийского фильма «Бродяга» Бейбутов исполнял в своей неподражаемой манере.

Певец в совершенстве владел всеми оттенками «восточного стиля». Но не только ими. Репертуар певца поражал своим разнообразием. В случае с Рашидом Бейбутовым это не штамп, а объективное признание. Ему одинаково удавались как экзотические песни народов мира, так и новинки зарубежной эстрады. В качестве интерпретатора Рашид Бейбутов сохранял индивидуальность и узнаваемость оригинала, нередко превосходя его богатством находок и приемов. Остается позавидовать тем, кому довелось застать концертные выступления певца. И слушая старые записи, мы всегда с восторгом узнает: это же Бейбутов! Знаменитый азербайджанский певец!

Рашид Маджид оглы Бейбутов родился 14 декабря 1915 года в Тифлисе. Отец мальчика маджид, профессиональный певец, был родом из карабахского района Шуши. А это самый песенный край в Азербайджане, славный ханенде – виртуозными исполнителями мугамов. Его мать, Фируза Векилова, преподавала русский язык и руководила драмкружком.

Подобно многим артистам советской эпохи, Рашид – певец-самоучка. Начинал он в армейской самодеятельности, и вскоре по Кавказу пронеслась молва о молодом исполнителе с замечательно высоким и выразительным голосом. Надо отметить, что на довоенной эстраде преобладали лирические тенора  – достаточно вспомнить француза Тино Росси или кумира столичной богемы Вадима Козина. Однако до всемирной славы Бейбутову было еще далеко.

Композитор Узеир Гаджибеков музыкальную комедию «Аршин мал алан» написал еще в 1913 году. Первому «мусульманскому мюзиклу» суждено было стать мировой классикой. Плутовская и остроумная история о том, как молодой купец аскер проникает к дочери бека под видом продавца тканей (аршин малчы) очаровывала с первых сцен. Предпринималось несколько попыток перенести ее на киноэкран, но все они были восприняты композитором скептически. Маэстро обратился лично к Сталину, и тот поддержал идею кинопостановки «Аршин мал алан» в Азербайджане. Для съемок двух версий – русской и национальной, было выделено почти шесть миллионов рублей, сумма для военного времени весьма значительная. Чтобы воспроизвести колорит эпохи, понадобились предметы быта и антикварные вещи, и бакинцы с энтузиазмом откликнулись на призыв. Люди приносили свои реликвии: домашнюю утварь, посуду, аксессуары, украшения ручной работы.

Поиски актера на главную роль не давали результатов. А в Баку как раз гастролировал Рашид Бейбутов. После выступления в доме офицеров, где певец исполнял арию Аскера, его буквально «похитили» на киносъемку.

Ситуация прелюбопытнейшая еще и потому, что сюжет музыкальной комедии фактически повторял историю родителей Рашида. Мама певца – Фируза Векилова, дворянка, дочь командира Дагестанского полка царской армии, получившая прекрасное воспитание и образование. Отец Маджид Бейбутов был родом из богатой купеческой семьи, которой принадлежали большие наделы земли в Шуше, магазин тканей, конюшни в Агстафе. Он был аршин малчы. Несмотря на богатство семьи, сословные различия мешали ему жениться на дворянке. Но молодые полюбили друг друга, и история закончилась похищением невесты. По сути, Рашид сыграл в кино судьбу собственного отца. Каждый песенный номер в этой картине близок к совершенству. Шутки и остроты запоминаются с первого раза. Среди людей старшего поколения реплики персонажей «Аршин мал алан» были популярны не менее,  чем афоризмы Остапа Бендера. В одном только СССР фильм посмотрели 16 миллионов зрителей, картина с успехом прошла в 136 странах.

«Аршин мал алан» настолько понравился председателю Мао, что Великий Кормчий велел изготовить китайскую версию музыкальной комедии – ее назвали «Любовь под одеялом». В известной степени Рашида Бейбутова можно считать продолжателем традиции средневекового ордена суфиев. Родовая память подсказывала потомственному певцу точные интонации.

Рашид Бейбутов – ровесник Френка Синатры. Они даже родились в один год. Может ли артист с полувековой карьерой оставить яркий след в поп-музыке , ультрасовременной к моменту его творческой зрелости? Оказывается, может. Пример тому, исполнение Бейбутовым композиции «Севгилим» (музыка Рауфа Гаджиева, стихи Энвера Алибейли), где наилучшим образом народный мугам сочетается с рафинированным фанком. Трудно поверить, что поет человек, впервые вышедший на сцену в конце 20-х годов XX  века. Произведения такого уровня называют «стандартами», ими определяется предел певческих возможностей певца, и «Севгилим», безусловно, из их числа. Невероятно сложные вокальные произведения и вместе с ними – обладающие особым очарованием простые песенки-притчи с незатейливым сюжетом («Зулейха ханым», «Насреддин и тень»), в которых, однако, заложен глубокий философский смысл.

Несколько поколений связывало с песнями Рашида Бейбутова личные романтические воспоминания. Теперь его поклонников осталось не очень много. Это певец прошлого века. Голос из прошлого. Но он заслуживает самого тщательного и любовного изучения.

Поэтому, услышав вдруг откуда-то взявшийся напев «Аршин мал алан», не удивляйтесь. Это зов высокого искусства. Голос вне времени и пространства.  Голос Рашида Бейбутова.

Хроника.

1941 год. В начале войны Бейбутов знакомится с музыкантом Тофиком Кулиевым. Этот творческий союз можно назвать этапным для обоих музыкантов. Вместе они модифицировали азербайджанскую эстрадную песню и придали ей новое современное звучание.

1945 год. на экраны вышла картина «Аршин мал алан», а в следующем году певец получил высшую награду в стране – Сталинскую премию. Пожалуй, с этого момента имя артиста становится синонимом триумфа, а его популярность зашкаливает. Бейбутова обожает весь огромный Советский Союз, а также зрители свыше 40 европейских, американских, африканских и азиатских стран.

1959 год. Рашиду Бейбутову присвоено звание народного артиста СССР.

1964 год. Бейбутов пригласил джазового пианиста Рафика Бабаева в качестве аккомпаниатора на выездные концерты по республике, Союзу и за рубежом. Знакомство с Бабаевым и его коллективом привнесло нечто иное в видение Бейбутова. Через пару лет «нечто иное» преобразуется в созданный им звездный коллектив Театра песни.

1966 год. По распоряжению Гейдара Алиева Рашид Бейбутов создал Театр песни, определивший новое музыкальное направление, где равноправными партнерами вокала были театральное действо, танец, пантомима, сценрграфия, фольклор и инструментальный джан. Бейбутовский театр явился новаторским прорывом к жанру синтетического шоу. Хореограф Театра песни Юлана Аликишизаде  вспоминала: «…такой программы, которую мы тогда готовили, не было нигде в Советском Союзе. Это было что-то необычайное и в музыке, и в балете… Для постановки танцев приглашались лучшие хореографы.  Например, когда мы ставили испанский танец, пригласили испанку Гонсалес,  грузинский танец нам ставил хореограф из Грузии. Индийский танец ставила Гроекурова (она изучала индийские танцы, написала книгу по индийскому танцу и делала знаменитый танец Эсамбаева), национальные танцы воплощала Дильбази, Манохин ставил современные танцы в стиле модерн. Векил Османов сделал четыре потрясающих номера: ковбойский, африканский, вальс Штрауса, невероятный японский танец с битвой, с веерами, с храмами».

1980 год. Рашид Меджидович Бейбутов стал героем Социалистического Труда.

  1. No trackbacks yet.

Cavab qoy

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

Google+ foto

Google+ hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış / Dəyişdir )

%s qoşulma

%d bloqqer bunu bəyənir: